Содержание
Они смешили всю страну и не бравировали героическим прошлым во Второй мировой войне
9 мая Украина отмечает День Победы над нацизмом во Второй мировой войне. Эта война на жизни каждого человека, вышедшего корнями из СССР, отпечаталась по-разному. Каждая семья кого-то потеряла в этой войне и практически в каждой семье есть свои герои.
Но если переходить от частного к общему, то в День Победы стоит вспомнить также об известных деятелях культуры, воевавших на фронте. А ведь среди них было много кинематографистов: кто-то прошел войну в составе фронтовых концертных бригад, а кто-то – с автоматом наперевес и часто лицом к лицу с врагом, да и со смертью. И таких простых советских людей, ставших впоследствии знаменитыми, сражалось на фронте очень много. Владимир Басов и Иннокентий Смоктуновский, Зиновий Гердт и Сергей Бондарчук, Юрий Никулин и Анатолий Папанов, Владимир Этуш и Станислав Ростоцкий… этот перечень можно продолжать и дальше.
В списках кинематографистов-фронтовиков Vesti.ua обнаружили два имени, которых объединяет ставшая культовой комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны на одной съемочной площадке встретились два героя-фронтовика – режиссер Леонид Гайдай и актер Алексей Смирнов. Встретились, чтобы создать шедевр, заставляющий нас смеяться по сей день. Казалось бы, как можно подарить столько позитивных эмоций, после того как ты прошел ад войны, видел реки крови, хоронил друзей и убивал врагов… Но в том, чтобы дарить зрителю смех, тоже есть свой особый подвиг.
Когда-то актер Леонид Филатов вел на ТВ программу «Чтобы помнили». В ней он однажды, уже после смерти Алексея Смирнова, поведал миру, что Алексей Макарович был настоящим героем. И для многих тот филатовский рассказ стал в отношении Смирнова прозрением. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Именно для того, ЧТОБЫ ПОМНИЛИ, Vesti.ua в День Победы и решили рассказать фронтовые истории Леонида Гайдая и Алексея Смирнова.
Леонид Гайдай: как фронтовик-разведчик стал культовым режиссером
Леонид Гайдай – один из самых популярных и признанных советских режиссеров. 21 июня 1941 года, в день, когда началась война, он танцевал на своем школьном выпускном. Через два дня вчерашний школьник пошел записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. В это время в Иркутск, где жил Гайдай, прибыл в эвакуацию знаменитый московский Театр сатиры. Будущий режиссер устроился рабочим сцены в Иркутский драмтеатр, где москвичи давали свои спектакли, и успел посмотреть весь их репертуар.
Зимой 1942 года Гайдая таки призвали в армию и для начала отправили служить в Монголию, где ему пришлось объезжать лошадей, которых затем отправляли на фронт. Высокий и худой парнишка на приземистых монгольских лошадках смотрелся комично, но дело делал. Говорят, что этот свой «лошадиный» опыт режиссер впоследствии перенес на образ Шурика в комедии «Кавказская пленница» – именно в том моменте, когда Шурик едет верхом на осле и забавно задирает ноги.
Там же, в Монголии, произошел случай, который позже вошел в фильм «Операция «Ы». Помните дуэт Владимира Басова и Алексея Смирнова: «Итак, граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы. Кто хочет поработать?» А дело было так: когда в часть за пополнением на фронт приехал военком, то на каждый его вариант рядовой Гайдай делал шаг вперед:
— Кто в артиллерию?
— Я!
— Кто в кавалерию?
— Я!
— Кто в разведку?
— Я!
И тогда военком раздраженно бросил: «Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список«.
В школе Леонид Гайдай учил немецкий, потому его и определили в пешую разведку на Калининский фронт. Много раз ходил сержант Гайдай за линию фронта за «языком». В декабре 1942 года будущего мэтра советского кинематографа наградили медалью «За боевые заслуги» за то, что забросал гранатами огневую точку противника, сам лично уничтожил трех фашистов и захватил военнопленного. Однако 20 марта 1943 года его личная военная эпопея на беду, но скорее на счастье, завершилась. Во время очередной разведки сержант Гайдай подорвался на противопехотной мине.
Режиссер впоследствии вспоминал об этом так: «Иду, тяжело невозможно!… Переложил (языка) на другого бойца (их там пять человек было), иду последний. Все уже прошли, а я иду, еле ноги волочу. И смотрю: проволочка какая-то. Я эту проволочку – раз!«
Взрыв мины едва не лишил Леонида Гайдая ноги. В госпитале ему пришлось пережить пять сложнейших операций. Но когда врачи заикнулись об ампутации, он наотрез отказался, аргументировав тем, что одноногих артистов не бывает.
Бравый разведчик Леонид Гайдай не раз ходил через линию фронта и возвращался с «языком»
Ногу ему сохранили, но военные раны мучили режиссера до конца жизни. После вердикта врачебной комиссии: «К строевой службе не годен» комиссованный сержант Леонид Гайдай вернулся в Иркутск. В местном драмтеатре он стал играть в театральной студии и, говорят, как актер имел большой успех. Особо Гайдаю удавались комедийные роли. А в 1949 году бывший фронтовик-разведчик поступил во ВГИК на режиссуру, откуда и начался путь мастера большого комедийного кино.
А ведь взрыв противопехотной мины мог быть немного мощнее. И тогда не было бы у нас ни «Бриллиантовой руки», ни «Кавказской пленницы», ни «Ивана Васильевича», который «меняет профессию».
Надо, Федя, надо: от героического командира взвода до киношного хулигана
Актер Алексей Смирнов прославился в советском кино небольшими, но очень обаятельными комедийными ролями. Режиссеры видели его прежде всего в амплуа добродушных и неуклюжих здоровяков. Но звездой его сделала роль великовозрастного тунеядца и хулигана Феди из гайдаевской комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Реплики Феди «Если я встану – ты у меня ляжешь!«, «А компот?!», «Кто не работает, тот ест. Учись, студент!» и многие другие стали после премьеры комедии крылатыми.
Уже практически в финале актерской судьбы Смирнова его талант как драматического актера открыл Леонид Быков, пригласивший его в свой фильм «В бой идут одни старики». Говорят, старый фронтовик с такой эмоциональной силой играл роль механика взлетной эскадрильи Макарыча, что после одной из сцен его увезла скорая.
А вот на съемках комедии «Операция «Ы» мало кто из актеров догадывался, какой удивительный фронтовой путь довелось пройти Алексею Смирнову. Хотя он был самым настоящим героем, отмеченным за свои подвиги многими наградами. Алексей Смирнов – кавалер ордена Красной Звезды и полный кавалер ордена Славы (три этих солдатских ордена фронтовики ставили выше одной звезды Героя Советского Союза).
На съемках «Операции «Ы» коллеги Алексея Смирнова и не догадывались, что он полный кавалер ордена Славы
Свою службу в действующей армии актер начал химинструктором и в ходе войны дослужился до командира взвода артиллерийской батареи. В составе своего подразделения он принимал участие в боях на Западном, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Актер неоднократно ходил в разведку в тыл врага и первый свой подвиг, отмеченный медалью «За отвагу», совершил, заменив выбывшего из строя командира миномета. В тот момент благодаря ведению интенсивного огня ему удалось рассеять два взвода пехоты противника.
Он личным примером бросал в атаку бойцов, расстреливал фашистов в упор и многих взял в плен. Во время освобождения украинского города Староконстантинов (Хмельницкая область) Смирнов со своим взводом уничтожили два станковых пулемета, 75-мм орудие и 35 пехотинцев противника.
Актер Алексей Смирнов прошел всю войну почти до самого Берлина
Несмотря на то, что рядом с ним гибли его товарищи, Алексей Смирнов выжил – пуля этого богатыря не брала. Без раздумий бросаясь в бой и совершая подвиг за подвигом, он практически дошел до Берлина. Но на подходах к нему был контужен и комиссован. Выписавшись из госпиталя, Алексей Смирнов вернулся в Ленинград к матери, а вот его родной брат, увы, погиб на фронте.
Спустя год после окончания войны Алексей Смирнов был принят в состав труппы Ленинградского театра драмы и комедии, а чуть позже началась его кинокарьера. Простодушная внешность актера очень ярко смотрелась в кадре, поэтому режиссеры еще в 50-х годах активно начали звать его в комедии на роли второго плана. С Леонидом Гайдаем ему довелось впервые встретиться на съемках комедии «Деловые люди» по мотивам произведений О. Генри.
В 10-минутной новелле-вестерне «Вождь краснокожих» Алексей Смирнов сыграл Билла Дрисколла – незадачливого похитителя детей, а его напарника – мошенника Сэма – изобразил Георгий Вицин. Эта гомерически смешная киноистория принесла Смирнову всесоюзную популярность. А чуть позже Гайдай и Смирнов вновь встретились, благодаря чему мы и сегодня можем смеяться над шедевральным: «Надо, Федя, надо!»
Алексей Смирнов никогда не пользовался своим статусом героя-фронтовика. Всю жизнь он прожил с мамой в комнате в коммуналке и перебивался исключительно гонорарами от кино. А когда кто-то спохватывался, мол, вы же Алексей Макарович – герой, он лишь пожимал плечами: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды – так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал«.
Сегодня нам, народу ныне воюющей страны, стали гораздо ближе события, происходившие на нашей же территории в 1941-1945 годах. Украинцев в той войне погибло очень много. Те, кому удалось выжить и вернуться с фронта домой, уже только поэтому были героями. Ведь им после всех ужасов хватило сил жить, любить, восстанавливать страну, творить и дарить людям радость! И это только подтверждает, что настоящие люди остаются людьми и в жизни, и в бою. И именно на таких и держится этот мир.
Комментарии закрыты.